Создай свой стиль

Выберите макет

Выбери свой цвет

Работа детского психолога

Правильное поведение

не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.

важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СПРАВЛЯТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ

Практически все психологи сходятся во мнении: человеку важны разные чувства. Поэтому одна из главных задач воспитания – не только научить ребенка радоваться жизни, но и показать, как справляться с негативными чувствами.

Представьте себе картину: на детской площадке малыш впервые полез на «взрослую» горку. Не рассчитав силы, он больно ударился, заплакал. И тут подбежавшая испуганная мама вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать: «Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этой горке не видела!» Что произойдет дальше, если мама не изменит своей реакции? Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от мамы: «Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!» И он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое, – боль. А боль – это страшно, потому что так считает мама.

Каким вырастет ребенок, если в ответ на его злость и обиды по поводу запрета смотреть мультики родители будут ругать его? В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать. Потому что злиться – небезопасно, за это будут наказывать. Однако он не перестанет чувствовать, и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если родители в ответ на плач будут сразу давать конфеты, во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.

Что делать? Как заботливым родителям, переживающим за своих детей и желающим им только добра, вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем? Только научив правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх. Если бы мама тогда, на горке, сказала плачущему малышу ласково: «Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся съезжать с горки, чтобы ты больше не ударялся», – тогда ребенок бы усвоил, что испытывать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка мамы. И боль еще не означает, что не стоит больше пробовать. А значит, можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию мама сказала: «Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется посмотреть мультфильм, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем месте. Но тебе сейчас нужно собрать свои игрушки, поэтому тебе придется отвлечься от мультфильмов», – ребенок бы научился сразу нескольким вещам:

— узнал бы имя каждого из своих чувств;

— понял бы, что переживать «плохие» чувства – нормально и не опасно;

— понял бы, что его любят в любом случае, и готовы поддержать;

— научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами.

Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки мамы, справляться со своими чувствами и утешать себя.

В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме:

— встречаясь с негативным чувством ребенка, родители должны назвать это чувство;

— дав чувству имя, показать, что испытывать его – нормально;

— показать, какая реакция приемлема, а какая – нет. Например, бить маму или крушить предметы в приступе агрессии нельзя. А вот вылепить из пластилина фигурку «злой мамочки» или побить подушку – можно.

Важно понимать: для того чтобы научить ребенка справляться со своими чувствами, родители сами должны понимать, что с ними происходит и как с этим жить. Для этого не лишним будет обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Если есть радость, то должна существовать и печаль. Где есть любовь, есть место и ненависти, злости. Запретив испытывать «плохие» чувства, мы заберем энергию и у «хороших». Жизнь состоит из разных оттенков, этим она и прекрасна. Как сыр с плесенью, кофе с перцем, курица с ананасами… Только истинный гурман от жизни способен испытывать различный спектр чувств и не разрушаться. И эту способность можно воспитать.

Какие игры любят дети?  

Игра является способом самовыражения малыша. Любая опытная няня знает, что играющий ребенок способен рассказать о своем состоянии не хуже семейного психолога. Подумайте, по какому принципу ребенок решает, в какую игру он играет сегодня?

Столкнувшись в своей жизни с неразрешимой на первый взгляд проблемой, малыш пытается найти решение в игре. Он создает ситуации, схожие с теми, которые пережил сам, и путем игры пробует возможные решения. Так ему легче справиться с возникшими трудностями и научиться приспосабливаться к непредвиденным жизненным ситуациям. Няня должна учитывать, что процесс игры позволяет малышу перенести свои эмоции на игрушки, являющиеся в данном случае отражением его переживаний и внутреннего состояния. Играя, малыш на подсознательном уровне моделирует взволновавшую его ситуацию и рассказывает о ней маме или няне.

Попробуйте узнать, что творится в душе у вашего ребенка. Поиграйте с ним или понаблюдайте со стороны, как малыш играет с няней. Ребенок выберет именно ту игрушку, которая наиболее ярко передает его душевное состояние на данный момент.

Пусть няня предложит сюжет игры малышу и проследит, как он разрешит возникшую проблему, по какому сценарию пойдет история. Ваш малыш обязательно воплотит в игре важные для него события и переживания.

Понаблюдайте вместе с няней за тем, как ведет себя ребенок, играя. Постарайтесь уловить, какие чувства он пытается выразить в игре. Проявляет ли он агрессию, кусаясь, крича, ломая игрушки и кидая их в вас или няню. Или вы заметите признаки страха, когда малыш прячет игрушки, слишком часто строит замки и крепости, пытаясь защитить в них кукол от врагов, теряет предметы или говорит, что кукла умерла, играет в сражение, в котором все погибают.

И маме, и няне стоит задуматься, если малыш причиняет себе боль, говорит о себе как о плохом ребенке или пытается себя наказать и поставить в угол, ведь это говори и чувстве вины и стыда.

Следует обратить особое внимание, если ребенок повсюду носит с собой игрушку, мягкого плюшевого медведя или зайца. Это говорит о том, что ребенку не хватает ласки и вашего внимания. Чаще берите малыша на руки, обнимайте, сажайте на колени, гладьте по голове. Понаблюдайте, достаточно ли няня ласкова с вашим ребенком.

Если малыш стремится играть в разрушительные игры, устраивает войну или стихийное бедствие, стоит задуматься, о каких неприятных жизненных моментах он вам рассказывает.

Если малыш стремится играть один, являясь в своей игре главным и самым важным персонажем, это говорит о проблемах взаимоотношений ребенка с окружающими, проблемах в коммуникативной сфере.

Если ребенка больше интересуют старые и привычные ему игры, если отказывается менять сюжет и вводить новые действующие лица, это является признаком повышенной тревожности ребенка, а она, в свою очередь, может препятствовать получению новых впечатлений и новых условий, тормозить нормальное развитие, необходимое в его возрасте. Может быть, конкретное действие или умение, воспроизводимое в этой игре, у малыша еще не достаточно развито, потому малыш и не торопится изменять сюжет.

В любом случае, если вы заметили какие-либо из перечисленных признаков у малыша, задумайтесь о его эмоциональном состоянии, физическом развитии и способности к самоконтролю. Наблюдая за игрой ребенка, вы способны оценить, насколько он видит свои конфликты, способен ли найти пути решения. 

Эмоциональное развитие детей

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребенок научился осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Такое умение позволит детям произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.

Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей, может быть различной. Но в любом случае это сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни.

Эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема.

В детском возрасте идет интенсивное формирование психических процессов и психика ребенка очень восприимчива к воздействию любого рода информации, как отрицательной, так и положительной, закладывая тем самым в подсознании поведенческие установки на дальнейшую жизнь. Поэтому надо и начинать с раннего возраста формировать эмоциональную устойчивость и эмоциональное благополучие, чтобы не только сохранить здоровье во всех его компонентах, но и способствовать его созданию.

Билль о правах вашего внутреннего ребенка

  1. Вы имеете право чувствовать все свои чувства. Нет «плохих» чувств. Вы можете научиться эффективным способам использования своих чувств, чтобы удовлетворять свои потребности.
  2. У Вас есть право хотеть то, чего Вы хотите. Вы можете активно добиваться желаемого и прямо просить о том, что Вам нужно.
  3. Вы имеете право видеть и слышать. За Вами последнее слово о том, что Вы видите и слышите.
  4. Вы имеете право веселиться и радоваться, когда Вы этого хотите. Вы имеете право решать, когда, где и с кем Вы хотите играть.
  5. Вы имеете право говорить правду, такую, какой Вы ее видите. Вы можете слушать, как другие воспринимают мир и, при этом, решать, что является правдой для Вас.
  6. Вы имеете право устанавливать свои ограничения или границы. Это помогает Вам чувствовать себя в безопасности и защищенным.
  7. Вы имеете право на свои собственные мысли, чувства, поведение и свое тело. Вам не надо нести ответственность за то, что не является Вашим.
  8. Вы имеете право на ошибки. Нет «ужасных» ошибок. Ошибки хороши, потому что помогают нам учиться.
  9. Вы имеете право на уединение и личную жизнь и обязаны уважать уединение и личную жизнь других. Не нарушайте сознательно приватность других.
  10. Вы имеете право иметь проблемы и конфликты. Чтобы получать любовь, вам не надо быть совершенным.

 

Мы теряем силы, когда:

 

  • говорим «да», в то время как хотелось сказать «нет»,
  • улыбаемся, вместо того, чтобы заплакать,
  • не отдыхаем,
  • уговариваем себя потерпеть еще немного, вместо того, чтобы понять «Ради какой светлой цели я сейчас это терплю?»
  • обижаемся, вместо того, чтобы попросить человека о том, что нам нужно,
  • занимаемся не своим делом,
  • человек неинтересен, а мы по каким-то придуманным причинам продолжаем с ним общаться,
  • люди рядом с нами большую часть времени говорят о негативе,
  • говорим много о политике, тарифах ЖКХ, пробках на дорогах, и т.д.
  • сплетничаем,
  • много и эмоционально рассказываем о том, как живут другие,
  • работаем на неинтересной, надоевшей работе,
  • боимся,
  • ждем, что кто-то придет (Дед Мороз, принц, олигарх Леопольд) и жизнь изменится,
  • ругаем себя, считаем себя недостойными, неумелыми, неудачливыми,

 Мы набираем силу когда:

  • Знакомимся с новыми людьми,
  • Получаем новые знания,
  • Путешествуем,
  • Преодолеваем свои страхи,
  • Пробуем что-то новое,
  • Гуляем (не путайте с «бежим на работу» или идем в магазин, а именно гуляем без всякой определенной цели),
  • Занимаемся творчеством,
  • Общаемся с приятными людьми,
  • Общаемся с людьми, которые нас поддерживают и верят в нас,
  • Занимаемся своим телом (подойдут любые телесные практики, баня, бассейн),
  • Освобождаем физическое пространство (вспомните, как по-другому вы себя чувствуете в отремонтированной комнате),
  • Освобождаем эмоциональное пространство (вспомните, как вы по-другому себя чувствуете, когда удалось простить и проститься с человеком),
  • Говорим «нет», когда хочется сказать «нет» и говорим «да», когда хочется сказать «да»,
  • Начинаем делать то, что нам хочется.

БЫТЬ довольным

Определиться, что приносит тебе удовольствие, и делать это.

БЫТЬ здоровым ментально и физически

Еда, вода, спорт, физическая активность, созидательные добрые мысли.

БЫТЬ увлеченным

Снова — определиться, что приносит тебе удовольствие, и делать это.

БЫТЬ открытым для новых отношений

Быть открытым. По-другому не скажешь. Это неизбежный процесс, если вы довольны, здоровы и увлечены.

Речь о союзе двух зрелых личностей, когда и у мужчины, и у женщины нет необходимости затыкать партнером собственные внутренние дыры, – они вместе, чтобы развиваться, строить семью и наслаждаться.

Людей надо с юности обучать управлять своими эмоциями. Я считаю, что никто не должен вступать в брак, пока не научится контролировать свои импульсы. До тех пор пока человек не обрел эмоциональной стабильности, он не созрел для того, что бы завести семью. Самоконтроль — это величайшее качество! Если, обладая им, вы пожелаете вступить в брак, к вам магнетически притянется соответствующая вам личность

  • Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
  • Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — его природу.
К началу