Создай свой стиль

Выберите макет

Выбери свой цвет

Проект создания  службы медиации в ГКОУ МО « Преображение».

 

В своей жизни каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими детьми, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Очень часто конфликты влекут за собой дальнейшие поступки, поведение, выходящие за рамки правового поля. При противоправных действиях, как правило, не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешенными. Предотвращение конфликтов еще на стадии их «зарождения», недопущение  перерастания их в противоправное поведение, одна из основных задач службы медиации (примирения).

Поэтому в нашем доме  разрабатывается служба примирения « Мы вместе».

Служба примирения «Мы вместе» – это команда взрослых  и подростков, прошедших курс подготовки по данному направлению, которая стремится:

— разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

— дать возможность существующим в нашем доме  сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

— снизить уровень агрессивности в ГКОУ МО « Преображение».

Правовой основой создания и деятельности службы  примирения является:

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской    Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)

 

Понятия « медиация» и «служба медиации»

 

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

 

Метод работы службы медиации  — это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. в ГКОУ МО «Преображение»  в качестве современного альтернативного способа разрешения споров является работа службы примирения.

Служба медиации- эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогов, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода медиации и медиативного подхода.

Медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение школы, близкого окружения.

Таким образом, метод медиации позволяет всем участникам образовательного процесса  воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

 

Положение

о Службе примирения « Мы вместе»

ГКОУ МО « Преображение»

 

  1. Общие положения

1.1. Служба примирения «Мы вместе»  является службой, действующей в ГКОУ МО «Преображение» на основе добровольческих усилий воспитанников и педагогов.

1.2. Служба примирения «Мы вместе» действует на основании действующего законодательства и настоящего Положения.

  1. Цели и задачи службы Примирения « Мы вместе»:

2.1. Целью деятельности службы примирения «Мы вместе» является содействие профилактике конфликтных ситуаций и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.

2.2. Задачами деятельности службы  примирения « Мы вместе» являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников конфликтов.

2.2.2. Обучение воспитанников и педагогов методам урегулирования конфликтов.

  1. Принципы деятельности службы примирения « Мы вместе»:

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие воспитанников и педагогов в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

  1. Порядок формирования службы примирения « Мы вместе»:

4.1. В состав Службы Примирения «Мы вместе» могут входить: педагог-психолог, социальные педагоги, педагоги ГКОУ МО « Преображение», школьники 9-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы назначается опытный педагог, который пользуется доверием у воспитанников и уважением среди коллег.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к  воспитанникам и педагогам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

  1. Порядок работы Службы примирения «Мы вместе»:

5.1. Служба примирения получает информацию о случаях конфликтного поведения от педагогов, воспитанников, администрации, членов службы примирения.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, своевременно докладывая администрации о конфликтных ситуациях.  При необходимости о принятом решении информируются должностные лица ГКОУ МО « Преображение».

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе.

5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то об ее проведении ставится в известность администрация и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. Примирительная программа всегда проводится с  участием директора ГКОУ МО « Преображение»

5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.10. Служба примирения передает копию примирительного договора администрации ГКОУ МО « Преображение» .

5.11. Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств,  служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

  1. Организация деятельности Службы Примирения « Мы вместе»

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией  предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы  — такие, как оборудование, оргтехника, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и воспитанников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами социального педагога и других специалистов ГКОУ МО «Преображение». При согласовании с администрацией возможно привлечение сторонних специалистов.

6.4. Администрация ГКОУ МО «Преображение»  содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

  1. Заключительные положения:

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором ГКОУ МО

« Преображение»  по предложению службы примирения.

 

ПЛАН РАБОТЫ  СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ « Мы вместе»

Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в образовательной и воспитательной  среде.

 

Задачи:

Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.

Мониторинг реализации восстановительных процедур в ГКОУ МО

« Преображение».

Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в ГКОУ МО « Преображение»

Реализация восстановительных программ

 

Мероприятие

Форма проведения

 

срок и ответственный

Предполагаемый результат
Организационно-методическая деятельность
1 Планирование работы СП. сентябрь Анализ текущей деятельности, планирование
1.1 Проведение просветительской работы с участниками образовательного процесса постоянно
 2 Подготовка ежемесячного отчета о реализации ВП в  СП ежемесячно
3 Подготовка и сдача отчета о реализации ВП ежемесячно
Нормативно-правовое обеспечение деятельности
4

Разработка Положения о СП

Разработка Устава о СП

5 Разработка должностных инструкций Утвержденные ДИ
6 Проведение программ примирения по мере необходимости
7

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

Анализ документов

по мере необходимости Полная информация о ситуации
8 Консультирование законных представителей н/л, специалистов, работающих с участниками реализуемых ВП по мере необходимости Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение ВП
9 Консультации со специалистами других служб примирения Отработка механизма передачи информации
10 Консультации у специалистов по ВП по мере необходимости
11 Анализ деятельности, внесение необходимых корректировок, повышение эффективности ВП.

 

Формы работы службы  примирения « Мы вместе»

 

  1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.

 

Медиация (программы примирения, программы по заглаживанию вреда). Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор — нейтральный посредник, ведущий встречи, — который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится. Но в этом случае могут быть проведены другие программы, помогающие удовлетворить потребности согласившейся стороны и восстановить ее жизненную ситуацию, нарушенную конфликтом. Важнейшим принципом медиации является конфиденциальность. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Если администрации учреждения необходим отчет о проведенной программе, ведущий вместе с участниками договаривается о его содержании.

 

  1. Проведение «кругов сообщества» в коллективах.

«Круги».

«Круг» – одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты – взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки — участники службы примирения, так и куратор службы.

 

 

 

 

К началу